Любой способ перемещения грузов имеет свою собственную специфику, которая требует определенной подготовки конкретного груза к перевозке. Особое внимание обращается на так называемые опасные грузы. То есть, такие грузы, которые могут нанести вред другим сопутствующим грузам, самому транспортному средству, персоналу, окружающей среде.
Для каждого способа перевозки существуют свои нормативные правила обращения с опасными грузами. Для перевозки грузов по воздуху также существует целый набор регулирующих документов, разработка которых координируется Организацией Объединенных Наций. При ООН есть специальный комитет экспертов, который отслеживает ситуацию по грузообороту на воздушном транспорте во всем мире.
Так, например, когда в 2013 году выяснилось, что литий-ионные аккумуляторы способны в ряде случаев к самовозгоранию, чрезвычайно быстро были разработаны и внедрены правила перевозки их на пассажирских и грузовых воздушных судах.
Особенности авиаперевозки, когда груз, с которым что-то начинает происходить, невозможно удалить из транспортного средства или хотя бы изолировать, требуют дотошной проверки на этапе проверки документов и неукоснительного физического досмотра при приемке к перевозке. Оформление опасных грузов к авиаперевозке и контроль за процессом их перемещения до пункта назначения имеет много особенностей, которые необходимо знать.
ЭКСПЕРТИЗА ОПАСНОГО ГРУЗА
Оценка груза при экспертизе - очень ответственный момент. К вопросам безопасности при авиаперевозках сейчас приковано повышенное внимание. Поэтому ошибочная оценка может привести к крайне нежелательным последствиям. Экспертизу и оформление опасных грузов осуществляют сертифицированные специалисты, которые прошли обучение в аккредитованных ИАТА и ИКАО центрах.
Наша работа начинается с момента, когда наш клиент направляет нам свое поручение, в котором указывает, какой груз, откуда, от кого, кому и куда он хочет перевезти. Помимо массогабаритных характеристик груз нас в контексте данной статьи интересует вопрос – есть ли в составе груза места, где содержатся вещества либо изделия, подлежащие декларированию как опасные.
Для того, чтобы сделать правильный вывод, нам необходимы определенные документы: товарная накладная/спецификация, паспорт безопасности, если это химическое вещество производства РФ, MSDS (material safety data sheet), если это импортированный продукт. Паспорт изделия, точное название агрегата позволит проверить по сборнику кодов ООН, не включен ли он в перечень опасных грузов. Для оценки этого факта важными обстоятельствами является также емкость тары, характер упаковки, общий вес и количество.
Например, очень небольшие количества опасных грузов могут перевозиться в соответствии с положениями об Опасных Грузах в Освобождённых Количествах. В качестве примеров подобных грузов можно привести образцы духов и образцы дистиллятов нефти. Сухой лед (двуокись углерода) сам по себе является опасным грузом (код UN 1845), но, если он не является грузом, а используется в качестве хладагента для перевозки продуктов или биопрепаратов, также не подлежит декларированию.
ДЕКЛАРИРОВАНИЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
Декларация опасных грузов при авиаперевозке рассматривается "оранжевой" книгой ООН, как извещение о присутствии на борту самолета грузов, которые при некоторых обстоятельствах могут представлять опасность при эксплуатации воздушного судна, его пассажирам и экипажу. Основная идея декларирования - информировать службы авиакомпании, аэропорта и экипажа воздушного судна , что на борт самолета помещается груз , попадающий под одну из категорий, описанных в "оранжевой" книге ООН.
Перечень Опасных Грузов содержит ориентировочно 3000 изделий и веществ с опасными свойствами. Данный перечень не претендует на то, чтобы быть всеобъемлющим, поэтому он содержит определённое количество наименований общего характера, известных как н.у.к. - не указанные конкретно (n.о.c. - англ.) наименования, под которыми вещества или изделия, не указанные в перечне, могут перевозиться.
Номерной перечень опасных грузов расположен сразу после Перечня Опасных Грузов. Надлежащие отгрузочные наименования являются стандартными названиями, используемыми для идентификации опасного изделия или вещества на внешней стороне упаковки, в Декларации отправителя опасного груза и Специальном грузовом уведомлении (информации) для командира ВС. Надлежащим отгрузочным наименованием является та часть наименования, которая указывается жирным шрифтом в Перечне опасных грузов.
В Перечне опасных грузов используются четыре типа наименований:
1. Единичные наименования для точно определенных веществ или изделий, пример: | Керосин UN 1223 Изопропилбутират UN 2405 |
2. Обобщенные наименования для точно определенной группы веществ или изделий, например: | Клеи UN 1133 Органическая перекись типа С жидкая UN 3103 Краска UN 1263 |
3. Особые наименования н.у.к., охватывающие группу веществ или изделий, обладающие характерными химическими или техническими свойствами, пример: | Спирты, н.у.к. UN 1987 Газ рефрижераторный, н.у.к. UN 1078 |
4. Общие наименования н.у.к., охватывающие группу веществ или изделий, отвечающих критериям одного или нескольких классов или категорий, например: | Коррозионная жидкость, н.у.к. UN 1760 Газ сжатый токсический, н.у.к. UN 1955 |
ОГРАНИЧЕНИЯ АВИАКОМПАНИЙ НА ПЕРЕВОЗКУ ОПАСНОГО ГРУЗА
Перевозка опасных грузов может производиться только теми авиакомпаниями, которые имеют лицензии на этот вид деятельности гражданской авиации. Лицензии на право перевозок опасных грузов выдаются Лицензионной комиссией Федеральной службы воздушного транспорта России.
Перевозки опасного груза по воздуху регулируются в России Федеральными авиационными правилами «Правила перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации», введенными в действие Приказом Минтранса РФ от 5 сентября 2008 г. № 141.
Право перевозки опасных грузов подразделяется на два вида отнесения их к классу и категориям опасности:
- перевозка опасных грузов всех 9-ти классов опасности, за исключением делящихся ядерных материалов;
- перевозка опасных грузов всех 9-ти классов опасности, включая делящиеся ядерные материалы.
Лицензии на право воздушных перевозок опасных грузов выдаются авиапредприятию:
- имеющему воздушные суда, в которых грузовые или багажно-грузовые помещения отвечают требованиям в этой части норм летной годности;
- обеспечивающему выполнение требований действующих «Технических инструкций по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху», утвержденных Советом ИКАО;
- имеющему летный персонал, прошедший обучение правилам перевозки опасных грузов и имеющий сертификаты, полученный от Федеральной службы воздушного транспорта.
ОГРАНИЧЕНИЯ НА ОБРАБОТКУ ГРУЗА АЭРОПОРТАМИ
Право аэропортовой обработки и временного хранения опасных грузов имеют аэропорты или почтово-грузовые комплексы в аэропортах получившие после сертификации лицензии на этот вид деятельности от Лицензионной комиссии Федеральной службы воздушного транспорта России или её территориального органа.
Таблица аэропортов России (pdf) с указанием их возможностей. Обращаем внимание на так называемые трехчасовые письма, которые в ряде случаев необходимы для разрешения перевозки.